Выкуп нежилых помещений

Через какие трудности предстоит пройти арендатору, собравшемуся воспользоваться правом на выкуп нежилых помещений и готовому преодолеть все этапы своими силами? С какими сложностями и бюрократическими нюансами могут столкнуться предприниматели в процессе подготовки документации и установления рыночной стоимости объекта? Каков порядок выполнения процедур? Сразу следует отметить, что самостоятельно пройти весь путь сможет далеко не каждая организация или индивидуальный предприниматель. Нужно иметь высокую квалификацию и богатый опыт работы на правовом поприще, чтобы добиться результата.

Итак, что нужно сделать для получения в собственность арендуемого нежилого помещения? Для начала необходимо направить в ДИГМ заявление о выкупе и предоставить в распоряжение департамента пакет документов. Перечисление даже неполного списка этих бумаг способно повергнуть в уныние человека, далекого от юридической сферы. Стандартный пакет содержит:

  • заверенные нотариально копии учредительных документов;
  • договора, по которым осуществлялась аренда помещений от ДИГМ;
  • бухгалтерскую документацию с отчетом о прибылях и убытках;
  • выписку из реестра субъектов МСП;
  • кадастровый паспорт и т.д.

После того, как бумаги собраны и переданы исполнителю Управления казны, начинается их предварительная проверка. В ходе инспекции выясняется, не существует ли препятствий отчуждению объекта. Если обстоятельств, препятствующих выкупу нежилого помещения у ДИГМ, обнаружено не было, независимым оценщиком определяется размер рыночной стоимости объекта. В противном случае заявитель получает письмо, информирующее его о том, что желание приватизировать данный объект нежилого фонда идет в разрез с требованиями законодательства.

После проведения процедуры оценки оформляются для Управления правового и методического обеспечения следующие бумаги:

  • проект распоряжения, исключающего выкупаемое арендатором помещение из перечня объектов, предназначенных для передачи представителям МСП во владение и/или пользование;
  • проект договора купли-продажи;
  • проект распоряжения о совершении сделки.

Данные материалы проходят тщательную правовую проверку. Если с документами все в порядке, они возвращаются в Управление казны. Еще через несколько шагов заявитель узнает цену выкупаемого имущества и получает предложение подписать договор купли-продажи.

Далее возможны два сценария развития событий:

  1. Арендатора все устраивает и он готов выплатить сумму, указанную в договоре. В этом случае в его распоряжении оказывается комплект всех необходимых для регистрации перехода прав собственности бумаг.
  2. Получив договор, который по какой-либо причине не подходит арендатору, можно подать заявление об отказе. На принятие этого решения государством отпущено всего 30 дней.

Что произойдет дальше? Ничего особенного: департамент имущества города Москвы торги проводит регулярно, и данный нежилой объект будет выставлен на аукцион. Начальная цена лота определена, так как известен результат независимой оценки. С другой стороны, ДИГМ может оставить в силе договор аренды, сохранив за субъектом МСП права пользования нежилым помещением на прежних условиях.

Как видим, попытки самостоятельно собрать корректный пакет документации и пройти все этапы процедуры оформления выкупа в любой момент могут окончиться разочарованием. Только с помощью грамотных юристов и оценщиков из специализированной компании ваши шансы осуществить задуманное по-настоящему высоки.